(Островидов Константин Александрович, 20.05.1878 (по др. данным 1875), с. Золотое Камышинского у. Саратовской губ.- 2.05.1934, с. Нерица, Усть-Цилемского р-на Коми (Зырянской) автономной обл.), священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. бывш. Глазовский, викарий Вятской епархии. Из семьи псаломщика. Окончил Камышинское ДУ (1893), в 1899 г.- Саратовскую ДС по 1-му разряду со званием действительного студента. В 1899-1903 гг. учился в КазДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Брак и безбрачие». Во время учебы в академии принимал активное участие в деятельности студенческого философского кружка.
28 июня 1903 г. Островидов был пострижен в монашество с именем Виктор, на следующий день рукоположен во диакона, 30 июня - во иерея. Монашеский постриг и обе хиротонии совершил еп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий). 1 авг. резолюцией еп. Саратовского и Царицынского Ермогена (Долганёва) назначен противораскольническим миссионером в Саратовскую епархию, направлен в г. Хвалынск. 5 дек. 1903 г. Саратовскому епархиальному начальству было разрешено учреждение в Хвалынске Троицкого подворья саратовского Преображенского мон-ря, к-рое В. возглавил. Решение Свят. Синода об открытии монастырского подворья и утверждении В. в должности настоятеля состоялось в янв. 1904 г. В февр. 1904 г. в зале муз. уч-ща Саратова В. прочитал 3 лекции о «недовольных людях» в произведениях М. Горького, собравшие большое число слушателей, среди к-рых были саратовский губернатор П. А. Столыпин, католич. еп. Рооп, ректор Саратовской ДС и др.; лекции были опубликованы (Недовольные люди: Три лекции по поводу героев М. Горького. СПб., 1905). 13 марта 1904 г. распоряжением еп. Ермогена В. был включен в состав издательской комиссии при Саратовском епархиальном братстве Св. Креста, а 19 марта утвержден в должности корректора. В. занимался активной просветительской деятельностью среди чувашей, в 1904 г. был назначен на новоучрежденную должность епархиального разъездного миссионера.
Указом Свят. Синода от 25 янв. 1905 г. В. был введен в состав Иерусалимской духовной миссии. 12-26 июля 1908 г. участвовал в работе Всероссийского миссионерского съезда в Киеве. (см. Съезды миссионерские), сделал на съезде доклад об Иерусалимской миссии.
13 янв. 1909 г. назначен инспектором Архангельского ДУ, 27 янв. награжден наперсным крестом. 4 марта еп. Архангельским и Холмогорским Михеем (Алексеевым) В. был утвержден членом совета по делам раскола.
Не чувствуя призвания к духовно-учебной службе, В. вскоре подал прошение об увольнении от должности инспектора для поступления в с.-петербургскую Александро-Невскую лавру. 16 окт. 1909 г. В. был уволен с должности инспекора Архангельского ДУ и переведен в число братии лавры. 22 нояб. следующего года указом Свят. Синода назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря с возведением в сан архимандрита. С сент. 1918 г. являлся наместником Александро-Невской лавры. По нек-рым сведениям, в 1919 г. подвергался кратковременному аресту.
15 дек. 1919 г. указом патриарха Тихона (Беллавина) и Свящ. Синода В. был назначен на новообразованное Уржумское вик-во Вятской епархии. Хиротония во епископа Уржумского состоялась в кон. декабря (26 дек. ?). Прибыв в Вятскую епархию в янв. 1920 г., В. с тщанием и ревностью приступил к исполнению архипастырских обязанностей, много проповедовал. В нач. 1920 г. был арестован, обвинен в агитации «против медицины» (архипастырь призывал верующих во время эпидемии тифа чаще прибегать к святыне, кропить св. водой свои жилища). 27 мая 1920 г. Вятский губернский ревтрибунал приговорил В. к лишению свободы «до ликвидации войны с Польшей». В 20-х числах нояб. 1920 г. освобожден в связи с амнистией от 7 нояб. В 1920-1921 гг. В. был назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии, но, видимо, вик-ством не управлял. 9 янв. 1921 г. назначен временно управляющим Вятской епархией. 14 авг. того же года получил назначение быть епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, настоятелем Трифонова Вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В мае 1922 г. управлял Вятской епархией в связи с кратковременным арестом еп. Павла (Борисовского).
31 мая председатель обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) Антонин (Грановский) направил В. письмо с изложением задач обновленчества («ликвидация... контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию... ликвидация патриарха Тихона».- Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. Т. 1. Л. 137) и с приглашением на обновленческий собор, к-рый должен был состояться в августе. В. обратился с посланием к вятской пастве, в к-ром разъяснял антиканоничность обновленческого раскола. 30 июня 1922 г. Вятский еп. Павел получил телеграмму от центрального комитета «Живой церкви» с требованием создавать местные группы данной организации, 23 авг. в Вятку прибыл уполномоченный ВЦУ. Добиться содействия еп. Павла в созыве общегородского собрания духовенства, а также письменного ответа на вопросы ВЦУ к епархиальному архиерею уполномоченному не удалось. Тогда он отправился в Трифонов мон-рь в надежде получить поддержку В. Владыка уполномоченного не принял. На следующий день еп. Павел и В. составили послание к вятской пастве, в к-ром объявили ВЦУ самозваным и неканоничным и предостерегли верующих от контактов с обновленцами. Кроме того, в послании Вятская епархия объявлялась автокефальной (на основании послания Заместителя Патриарха сщмч. митр. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г., в к-ром содержался призыв к епархиальным архиереям не подчиняться обновленческому ВЦУ и временно управлять своими епархиями самостоятельно). 25 авг. 1922 г. еп. Павел назначил В. «временно управлять делами Орловского уезда на правах самостоятельного епископа с местожительством в г. Вятке в Трифоновом монастыре с именованием «епископ Орловский»... Глазовская кафедра объявляется свободной, до замещения ее делами Глазовской епархии заведует епископ Виктор» (Там же. Л. 315, 280).
26 авг. 1922 г. еп. Павел, В. и неск. священников были арестованы. 30 авг. еп. Павел передал протоиерею вятского собора В. Гагаринскому записку, в к-рой приглашал Яранского еп. Сергия (Корнеева) в Вятку «для временного управления Вятской автокефальной Церковью». Арестованных архиереев обвинили в «нарушении... постановления Наркомюста 24 авг. 1918 г. о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви»... нарушении декрета ВЦИК «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве»», выразившемся в «присвоении себе судебных функций» - вынесении постановлений по бракоразводным делам. Архиереи также обвинялись в «связи с подпольными монархическими группировками» и распространении «подпольных воззваний патриарха Тихона и Ярославского Агафангела» (Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. Т. 1. Л. 287). Следователи спрашивали арестованных в т. ч. и об отношении к обновленчеству, В. отказался признать обновленческое ВЦУ «по каноническим основаниям». Обвиняемых отправили в Москву, в Бутырскую тюрьму. 23 февр. 1923 г. еп. Павел и В. были приговорены Особым совещанием при коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки. В. отбывал срок в Нарымском крае Томской губ.
23 февр. 1926 г. архиереям-исповедникам было разрешено вернуться в Вятскую епархию. Весной 1926 г. Павел, возведенный после окончания ссылки в сан архиепископа, и В. прибыли в Вятку. За время их ссылки епархия пришла в плачевное состояние. Управлявший кафедрой еп. Сергий (Корнеев) перешел к обновленцам и увлек за собой мн. священнослужителей. Архиереи-исповедники принялись за восстановление разрушенного епархиального управления, почти в каждой проповеди говорили о пагубности обновленческого раскола. Они обратились к пастве с посланием, в к-ром пояснили, что после кончины Патриарха св. Тихона законным главой РПЦ является Местоблюститель Патриаршего Престола митр. сщмч. Петр (Полянский). В результате деятельности архиеп. Павла и В. началось массовое возвращение приходов в каноническую Церковь. Обеспокоенные обновленцы угрожали архиереям обвинениями в контрреволюционности; не пугаясь угроз, архиеп. Павел и В. отказывались от переговоров с раскольниками.
14 мая 1926 г. в Вятке был арестован архиеп. Павел, В. арестовали в поезде. В. был обвинен в том, что содействовал и помогал архиеп. Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди «контрреволюционного содержания». Сразу же после допроса архиереи были отправлены в Москву, заключены во внутреннюю тюрьму ОГПУ, через нек-рое время переведены в Бутырскую тюрьму. 20 авг. 1926 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило лишить В. на 3 года права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях с прикреплением к определенному месту жительства. В. поселился в г. Глазове Вотской автономной обл. (совр. Удмуртская Республика), жил в помещении под колокольней Никольского собора. Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы В. встретился с Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергием (Страгородским) и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (в границах Вотской автономной обл.), временно управляющим Вятской епархией.
29 июля 1927 г. митр. Сергий и Временный Патриарший Священный Синод, в к-рый входил в т. ч. Вятский архиеп. Павел, издали «Декларацию», что ставилось властями как одно из условий легализации церковного управления. В. отнесся к документу резко негативно и отослал его митр. Сергию. В большинстве храмов Вятской епархии «Декларация» была оглашена, однако в 5 храмах Вятки, в т. ч. в 2 соборах, и нек-рых благочиниях документ не приняли и не зачитали, но общения с архиеп. Павлом не прервали. Спустя нек-рое время часть вятского духовенства, оставшаяся на стороне митр. Сергия, прекратила поминать В. за богослужением.
Вскоре последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской (Вотской) епархии между 5 соседними епархиями. В окт. 1927 г. В. направил митр. Сергию письмо с критикой «Декларации» и просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. Синод сделал выговор В. за неподчинение распоряжениям архиеп. Павла, затем последовал указ о назначении В. епископом Шадринским с правом управления Свердловской епархией. Поездка сторонников В. из Вятки к митр. Сергию с просьбой отменить указ была безрезультатной. Находившийся в то время в Москве архиеп. Павел выехал в Вятку. Накануне его возвращения, 11 дек., В. прислал в Вятку телеграмму, в к-рой призывал прекратить поминовение архиеп. Павла за богослужением, если тот не принесет «покаяние и отречение» от «Декларации». Кратковременный визит архиеп. Павла в епархию, как и его архипастырское послание от 14 дек. с разъяснением результатов для Церкви, достигнутых митр. Сергием и Свящ. Синодом после легализации, оказались безуспешными. Вернувшись в Москву, архиеп. Павел обратился в Синод с жалобой на В. Синод потребовал от последнего немедленно выехать в Свердловскую епархию и 15 дек. назначил на Воткинскую кафедру сщмч. еп. Онисима (Пылаева) с поручением временного управления Вятской епархией.
16 (29?) дек. 1927 г. В. сообщил письмом митр. Сергию, что отказывается от назначения епископом Шадринским; письмо также содержало резкую критику «Декларации», к-рую В. назвал «глумлением... над нашим исповедничеством за истину Божию» и «отречением от своего спасения». В. писал о предпочтительности «не иметь никогда никакой... церковной организации», нежели получить ее путем соглашения с властями, уничтожающими Церковь. К письму В. приложил составленное им в декабре «Письмо к ближним», в к-ром призывал паству «беречь себя от общения» с теми, кто принял «Декларацию». Столь резкая негативная реакция В. на данный документ была во многом обусловлена тем, что архиерей усмотрел в нем призыв к слишком близкому сотрудничеству с властями и в силу этого сходство с обновленчеством, за сопротивление к-рому он претерпел аресты и ссылку.
После получения сообщения о назначении еп. Онисима Глазовское духовное управление 22 дек. постановило «до покаяния и отречения» митр. Сергия от «Декларации» воздержаться от общения с ним и разделявшими его взгляды епископами, признать В. своим архиереем, именовать его «епископом Глазовским и Воткинским». В. решил до созыва епархиального съезда не менять титул и именоваться Ижевским и Воткинским. Еп. Онисим доложил о решении Глазовского духовного управления митр. Сергию, затем, руководствуясь распоряжением Синода, запретил в священнослужении отделившееся духовенство, в частности в Ижевске. В ответ В. прислал в ижевский Покровский собор 2 телеграммы с распоряжением о прекращении общения Воткинской епархии с митр. Сергием и неподчинении еп. Онисиму.
Постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного при нем Свящ. Синода от 23 дек. 1927 г. «о раздорнической деятельности управляющего Свердловской епархией епископа Шадринского Виктора» он был уволен от управления Шадринским вик-ством и Свердловской епархией и запрещен в священнослужении.
В. прещениям не подчинился. Живя в Глазове, он продолжал управлять отделившимися от митр. Сергия приходами Вятской и Воткинской епархий, признавая главой Церкви находившегося в ссылке митр. Петра (Полянского). 29 дек. В. отправил 3-е письмо митр. Сергию, к к-рому приложил постановление духовного управления Воткинской епископии о прекращении молитвенно-канонического общения с митр. Сергием и единомышленными ему епископами впредь до их отречения от «Декларации». В нач. 1928 г. В. завязал переписку с ленинградскими иосифлянами. В марте он составил резкое «Послание к пастырям», в к-ром критиковал митр. Сергия за увольнение с кафедр арестованных и сосланных архиереев.
29 марта 1928 г. на заседании Синода вновь был рассмотрен вопрос об отделившихся от митр. Сергия епископах. В решении Синода говорилось, что В. и др. архиереи, «как отделившиеся без достаточных причин... подлежат церковному суду и должному наказанию». Решением Синода 11 апр. 1928 г. по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях» определение от 23 дек. 1927 г. было оставлено в силе.
4 апр. 1928 г. В. был арестован в Глазове, помещен в тюрьму в Вятке, затем переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. Следствие закончилось в мае, архиерея признали виновным в «антисоветской агитации», сочинении и распространении «письма с просьбой защитить каноны Русской Православной Церкви... терпеть гонения от новой власти, как это делали митрополит Филипп или Иван, так называемый Креститель» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-29722. Л. 14). 18 мая 1928 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. к 3 годам заключения в концлагере. В. отбывал наказание в СЛОН, работал бухгалтером на канатной фабрике. Перед отправкой в лагерь В. передал свою паству иосифлянскому еп. Димитрию (Любимову). Во 2-й пол. 1928 г. архиерей отправил из заключения послание пастве с резким осуждением линии митр. Сергия.
В 1929 г. В. написал прошение о досрочном освобождении, в просьбе было отказано. Весной 1930 г. епископа перевели с Соловецких о-вов на материк, в лагерную командировку Майгуба, в нач. 1931 г.- в командировку «Новая биржа». Срок заключения закончился 4 апр. 1931 г., но В. не был освобожден, 10 апр. 1931 г. особое совещание Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на 3 года в Северный край. Епископ отбывал срок в дер. Караванной вблизи райцентра с. Усть-Цильма, где в то время жило много ссыльных, в т. ч. священников и правосл. мирян. Незадолго до приезда В. храм в Усть-Цильме был закрыт, и ссыльные, в т. ч. В., вместе с местными жителями добивались разрешения на его открытие.
13 дек. 1932 г. В. был арестован, обвинен в «создании антисоветской организации», заключен в тюрьму в Сыктывкаре. На допросе 22 дек. архиерей заявил, что «по своим религиозным убеждениям является последователем патриарха Тихона, обновленчества и сергиевщины не признает» (Архив УФСБ Республики Коми. Д. 4812. Л. 104). В тюрьме владыка участвовал в общих хозяйственных работах. Однажды, вынося мусор, он нашел икону - копию с чудотворного образа Христа Спасителя, находившегося в Стефановом во имя Св. Троицы мон-ре в с. Ульянове. Впосл. В. хранил в киоте этой иконы антиминс, освященный Сарапульским еп. сщмч. Амвросием (Гудко). 10 мая 1933 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ В. был приговорен к 3 годам ссылки в исправтрудлагерь в Северный край, отправлен в глухое с. Нерица Усть-Цилемского р-на, работал на лесоповале.
В Нерице В., уходя в лес, много молился. Получая от своих духовных детей из Вятки и Глазова посылки, раздавал их местным жителям, впавшим в нищету в результате коллективизации и изъятия из деревень продовольствия. Священноисповедник был похоронен в Нерице. В 1987 г. группа исследователей под рук. В. А. Орловского (впосл. игум. Дамаскин), ставившая своей задачей подготовку канонизации новомучеников и исповедников Российских, собрала материалы, касающиеся В., и нашла место его захоронения. 1 июля 1997 г. по благословению Вятского и Слободского еп. Хрисанфа (Чепиля) были обретены мощи В., 2 дек. 1997 г. они были перенесены в храм блгв. кн. Александра Невского кировского во имя Св. Троицы жен. мон-ря. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В 1981 г. канонизирован Русской православной Церковью за границей.
Деятельность сторонников В., не признавших Декларации 1927 г., получила название викторианского разделения. К кон. 1927 г. оно охватило Глазовский, Слободской, Котельничский, Яранский р-ны, приходы викториан действовали в Вятке, Ижевске, Воткинске, Глазове. 4 марта 1928 г. к викторианскому разделению присоединились Вятские викарные епископы - Яранский Нектарий (Трезвинский) и Котельничский Иларион (Бельский), стоявшие на радикальных позициях: они отрицали действительность Таинств, совершаемых священниками, к-рые признают каноническую власть митр. Сергия. В 1928-1929 гг. сторонники В. служили в Казани, напр. настоятель Тихоновской пуст. архим. Иларий, отдельные приходы появились в Башкирии, Перми, Бугурусланском округе.
В нач. 1928 г., после установления В. связи с ленинградскими иосифлянами, викториане влились в иосифлянское движение. (Этот процесс облегчался тем, что все 3 отделившихся от митр. Сергия Вятских архиерея были связаны с Александро-Невской лаврой: В. в годы гражданской войны являлся ее наместником, еп. Нектарий - ее архимандритом, еп. Иларион - экономом.) В 1930 г. к викторианам присоединился Ижевский еп. Синезий (Зарубин). Уволенный 26 февр. 1930 г. постановлением Синода от управления епархией, он отделился от митр. Сергия, обвинив его в обновленчестве, служил в Успенской ц. Ижевска без согласия епархиального архиерея. 9 мая Синезий был запрещен в священнослужении Синодом, покаяния не принес.
В 1-й пол. 30-х гг. храмы викториан открыто действовали в Воткинской, Казанской, Вятской епархиях, в последней к 1932 г. существовало до 150 приходов викториан. Показательна церковная ситуация в г. Котельниче: здесь все 3 храма вплоть до закрытия в 1934-1935 гг. оставались викторианскими, причем верующие пресекали попытки отдельных священников перейти в Патриаршую Церковь. С кон. 1934 г. викториан окормлял сосланный в Северный край еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик). Массовое закрытие храмов и разгром викторианского разделения в Вятской епархии произошли во 2-й пол. 30-х гг.
В Казани церковные оппозиционеры группировались вокруг жившего в городе после освобождения из Соловецкого лагеря еп. Нектария (Трезвинского), к-рый объединил наиболее радикальных противников митр. Сергия. Видную роль среди непоминающих в Казани играли свящ. Иаков Галахов, бывш. проф. Томского ун-та, в 1918-1919 гг. член Временного высшего церковного управления сибирских церквей, и его сын Николай. Еп. Нектарий был арестован 30 авг. 1930 г., в 1932 г. приговорен к 10 годам лагерей. По этому же делу арестовали проф. В. И. Несмелова, чьим учеником и почитателем был В.
В кон. 30-х гг. почти все уцелевшие викторианские общины перешли на тайное положение, нек-рые из них после Великой Отечественной войны влились в катакомбное движение. Последняя легально действовавшая викторианская церковь в с. Монастырщина Оричевского р-на Кировской обл. в 1943 г. перешла в Московскую Патриархию.